Занятия йога

Хатха-йога
Пранаяма
Асаны
 

Йога — составная часть древнеиндийской народной медицины.

Йога — весьма широкое понятие, включающее в себя одновременно и цель, и средства достижения этой цели. В первую очередь Йога — это религиозно-философская система. Суть мировоззрения йогов заключается в "соединении" индивидуальной души человека с мировым духом, с абсолютной душой или Богом.

Свою жизнь йоги проводят в неустанном очищении и совершенствовании. И помогает им в этом детально разработанный комплекс физических упражнений, дыхательного контроля, норм гигиены и питания, а также соответствующей этики.

Возможность влиять на физиологию с помощью физических и психических упражнений основана на древней вере йогов в таинственную индивидуальную жизненную силу — кундалини, которая как бы дремлет в нижней части позвоночного столба, где расположен один из важнейших нервных центров. Физические упражнения, считают йоги, способны разбудить эту силу, и она, поднявшись в верхние части тела и объединившись с Праной — животворящей силой, наделяет человека сверхъестественной энергией.

Для овладения этой энергией Патанджали (оформивший учение в единую систему мировоззрения) разработал восьмиступенный путь "освобождения души", осваивая который, человек поднимается ступенька за ступенькой к совершенству. Вот они.

1. Яма — воздержание — запрещение воровства, лжи, насилия, принятия-подарков, резко выраженных и неконтролируемых эмоциональных поступков.

2. Нияма — культура и гигиена — внешнее и внутреннее телесное очищение, аскетизм и изучение наук (приобретение теоретических знаний и практических навыков).

3. Асана — положение, поза — выполнение статических физических упражнений (поз).

4. Пранаяма — контроль за дыханием — выполнение упражнений на дыхание и прием пищи. В дыхании йоги выделяют четыре фазы: 1) вдох (пурака); 2) задержка дыхания (кумбхака); 3) выдох (речана) и 4) пауза после выдоха.

Особое внимание уделяется второй фазе — задержке дыхания, когда в организм усиленно поступает Прана (жизненная энергия, животворящая сила). Во время этой фазы, наиболее сложной и достигаемой только после длительных тренировок, йоги выполняют ряд самовнушений.

Прана поступает в организм и во время еды. Вот почему йоги внимательно, тщательно и долго пережевывают пищу.

5. Пратьяхара — удаление чувств, негативных концентраций — полное физическое и психическое расслабление при помощи самовнушения. Расслабление тела наступает только в результате многократных тренировок. С течением времени происходит автоматически.

6. Дхарана — внимание — активная концентрация внимания на объекте (внешнем и внутреннем) с удержанием его, как минимум, в течение 12 с.

7. Дхиана — созерцание объекта — проникновение в сущность объекта. Если концентрация внимания на объекте удерживается в течение 144 с, что равно 12 дхаранам, считается, что Дхиана достигнута.

8. Самадхи — сосредоточение, поглощение ума объектом — конечная цель йогов. Если состояние концентрации длится 1728 с (примерно 29 мин), что составляет 12 дхи-ан или 144 дхаран, то Самадхи достигнуто. Йоги считают, что в состоянии Самадхи происходит полное проникновение в объект концентрации.

В этом состоянии йог не может разграничить свою личность и объект концентрации.

По утверждению йогов, не всякое искусственно вызванное состояние является подлинным Самадхи. Подлинным Самадхи можно считать такое, в результате которого человек приобретает новое непосредственное знание. Если Самадхи достигается только физическими манипуляциями (Хатха-Йога), то оно, как правило, не дает человеку таких приобретений, а по физическим показателям его можно сравнить с зимней спячкой животных.

Переход от одной ступени концентрации к другой осуществляется только с помощью увеличения глубины концентрации и продолжительности упорных тренировок.

Систему Йоги подразделяют на несколько видов: это Мантра-Йога, Хатха-Йога, Лайя-Йога, Раджа-Йога.

В Мантра-Йоге концентрация осуществляется с помощью особых слов и выражений (мантр), которые при непрерывном повторении (джапа) оказывают определенное воздействие на некоторые процессы в центральной и вегетативной нервной системе. Корни этой техники уходят в глубокое прошлое — к племенным колдунам и заклинате- лям. При удачном подборе мантры с помощью процесса джапа можно освободить нервную систему от некоторых блокирующих ее процессов торможения.

Основа Хатха-Йоги — это асаны и пранаямы. Существует более 500 поз, из которых 50 являются основными. Выделяют 3 группы поз (асан):

1) для медитации (концентрации) и релаксации (расслабления) ;

2) для укрепления тела — нормализуют работу внутренних органов и позвоночника;

3) для очищения пищеварительной системы.

В начальной стадии выполнение асан может вызывать неприятные ощущения. Со временем асаны становятся удобными для концентрации. Поза считается усвоенной, если выполняется без усилия. При этом условии возможна концентрация на различных частях тела или на биологических процессах (пульс, дыхание и т.д.). В результате продолжительных тренировок йоги в состоянии оказывать определенное воздействие на кровообращение, на регулирование процессов в пищеварительной системе и т.п.

Высшим проявлением самоконтроля в Хатха-Йоге является достижение состояния анабиоза — временного замедления или сведения к минимуму жизненных процессов вследствие изменения внешних условий.

Заниматься упражнениями Хатха-Йоги лучше всего утром, натощак. В другое время — не ранее чем через 3 ч после приема пищи. Асаны выполняются в хорошо проветренной комнате, в не стесняющей движения одежде, на коврике. Вначале выполняются асаны, затем — пранаяма.

Цель Лайя-Йоги — пробуждение скрытой психической энергии в вегетативной нервной системе. Ее основным средством является медитация — умственное действие с целью приведения психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности, сопровождаемые телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов.

Объекты концентрации — специфические слова (мантры), геометрические фигуры (янтры), картины (даяты).

Как уже говорилось, в основании позвоночника находится жизненно важный центр — муладхара, в котором хранится скрытая нервная энергия, называемая кундалини. Символом ее является змея, свернувшаяся в спираль. Пробуждение и освобождение кундалини, которое достигается путем психической концентрации человека на центре муладхары, и есть основной момент в Лайя-Йоге.

В Раджа-Йоге, по процедуре и технике сходной с Лайя-Йогой, объекты концентрации связаны с высшими проявлениями сознательной деятельности человека. Раджа-Йога призвана создать мост между сознательным и некоторыми бессознательными процессами психики человека. Существует мнение, что Раджа-Йогу обязательно должны предварять Хатха-Йога и Лайя-Йога.

Домашняя
Гороскопы
Здоровье
Личность
Хиромантия
Физиогномика
Графология
Приметы
Статьи